Тридцать три года...  


* * *
33 года - возраст для мужчины переходный. Одни все еще мальчишки, другие – уже зрелые люди. Алексею Хворостенко как раз почти 33, а за спиной уже колоссальный боевой и жизненный опыт.
Он попал на границу в 1989, оказался на стыке трех государств - на Хасане.
Афганская война уже окончилась, но ее влияние сквозит во всех песнях Алексея, написанных в армии.
Московский институт пограничных войск. Алексей поступил туда, отслужив "срочную", и это - абсолютно осознанный выбор. Он уже тогда был «идейным» и не представлял себе свое будущее без границы, без настоящей мужской работы. Алексей разительно отличался от мальчишек-однокурсников, но, скорее, не серьезным отношением к учебе, а взрослым взглядом на будущую профессию. Вокруг него всегда было много людей - от Алексея исходила какая-то невероятная энергия, и всем вокруг становилось легко и спокойно. Даже песни его были не столько о самой войне, сколько о людях на войне и, конечно же, о любви.
Вспоминаю, как в дни празднования 50-летия победы Алексею довелось выступать с ансамблем училища на нескольких концертах для ветеранов. Невероятно, но когда он пел свои песни для седых стариков, им казалось, что этот курсант написал песни специально для них. Солдаты давно минувшей войны слушали «За рекой, за реченькой» и пытались подпевать! А на одном из концертов в доме офицеров подмосковной военной части Алексей пел почти без перерывов 8 часов кряду. Исполнял свои песни, песни военных лет. Пел наизусть и «с листа»… Прошло уже почти 10 лет, но старики-ветераны каждое 9 Мая просят замполита позвать на концерт «того пограничника» и хором поют за праздничным столом «За рекой, за реченькой»…


* * *
Его выпуск был ускоренным. В декабре 1995 курс Алексея Хворостенко прошагал по заснеженному плацу училища, и новоиспеченные лейтенанты подбросили в воздух монетки. Реальная граница конца девяностых одела его в бронежилет… Исчезла замечательная кудрявая шевелюра, когда-то прятавшаяся под курсантской фуражкой, появился «офицерский загар» - когда загорелыми становятся только лицо, шея и кисти рук. И взгляд стал почти стальным. Но прежней осталась убежденность в правильности выбора профессии и собственных силах. И остались песни. Появились статьи о «Поющей комендатуре», были записи в «Солдатской студии» и выступления на фестивалях. Алексей написал новые песни, в них по-прежнему есть война, настоящие друзья, настоящая мужская работа и настоящая любовь.
Ему почти 33 года. Но для многих людей, даже однажды его видевших и слушавших его песни, он остался курсантом-пограничником с гитарой, от песен и одного присутствия которого рядом становилось легко и спокойно…

Юлия Крылова.


Песни Алексея можно найти на страницах "Автомата и гитары":

"Солдатская студия". Сборник "Пограничный десант"
Песни бардов - пограничников из сборника "Граница юности моей"
Сборник песен "Хочу служить в погранвойсках", изданный по итогам I смотра-конкурса авторской песни Пограничных войск Российской Федерации
Солдатская студия". Сборник "Дембеля"


 

Rambler's Top100