Валерий Петряев как зеркало афганского творчества.  


Я познакомился с Валерой Петряевым году этак в 1987, на фестивале военной песни, что состоялся на стадионе «Авангард» в Перово. Он производил впечатление бесшабашного и весёлого человека. Притчей во языцех стали его два куплета песни, которую он никак не мог закончить:

Нынче где-то метели,
А мы здесь припотели:
Я два года не видел трамвай!
Нынче в моде артисты:
Все – в цепях, металлисты…
И граната – это тоже металл!

Я был ведущим фестиваля, участвовать в котором записалось сорок пять человек. Прослушав ставшие впоследствии знаменитыми (он выступал с ними даже в одном концерте с Тальковым, в Государственном Концертном зале «Россия», но так и не смог закончить) куплеты Петряева, я сразу его выделил среди всех участников. Они поражали воображение не стихами и даже не музыкой, а манерой авторского исполнения. Петряев гениально исполнял свои и чужие, близкие ему по духу, песни. Казалось, что он поёт как-то неправильно, словно бы в нос – у нас ребята даже стали пародировать тембр его голоса, зажимая себе пальцами нос. Но дело было даже не в тембре, а в том, что голос звучал мощно и непохоже на остальных исполнителей. Было видно, что это настоящая звезда – по крайней мере, в нашем, афганском кругу. И мы стали по мере возможности приглашать его в нашу певческую бригаду «Шурави», занимавшуюся организацией гастролей по всей стране.

На сцене бывший таксист Петряев обаятелен и напорист. Даже лирические, медленные вещи у него обрастают, благодаря сильному голосу, мощной тревожной энергетикой, которая незамедлительно передаётся зрительному залу. На фестивале в Новороссийске был случай, как нельзя лучше характеризующий профессионализм и безотказность Валерия. Торжества там тоже происходили на стадионе – было такое золотое время, когда «афганская» песня, как некогда поэзия шестидесятников, собирала стадионы. Так вот, по поводу гала-концерта, была некоторая неясность: нам «забыли» сообщить, когда он начинается. И вдруг, откуда ни возьмись, врывается в наш номер местный марафонец, он же ответственный за проведение мероприятия, и, запыхавшись, говорит: «Давайте бегом на стадион! А то там один из ваших уже минут сорок один выступает. Говорит, ещё минут десять продержусь. А потом – репертуар закончится!»

Мы стремглав полетели на стадион. Успели – «в гости к Богу не бывает опозданий», как пел Высоцкий. Человеком, без малого час державшим огромный стадион, на котором сейчас выступает футбольная команда «Черноморец», был, конечно же, Валерий Петряев! Конечно же, своего авторского репертуара Валере бы не хватило. Однако он прекрасно знал и исполнял чужие произведения, уже к тому времени ставшие для афганцев культовыми: «Второй батальон» Синатрусова, «Я воин-интернационалист» Смурова, «Караван» Розенбаума, «Батальонную разведку» Игоря Морозова и другие песни. При этом вокал Петряева был настолько хорош, что даже исполнение Розенбаума не имело перед его исполнением никакого преимущества! По этой же причине и состоялся Петряев, как мне кажется, больше как исполнитель, нежели как автор собственных песен, хотя, например, его песни «Колонна» и «Ущелье Шинкарак» вошли во все антологии военной лирики, начиная со знаменитого сборника Петра Ткаченко «Когда поют солдаты». Петряев и был, несмотря на звание прапорщика, «поющим солдатом». И позже, когда он организует в Ярославле «Солдатскую студию звукозаписи», он будет обращаться преимущественно к солдатской тематике. Это был его уровень мышления, его понимание локальных войн – изнутри, от имени простого бойца, без всякой там высокой поэзии, которая могла запросто, когда речь шла о войне, граничить с ложью.


Валера организовал несколько фестивалей в родном городе Ярославле, на которые мы съезжались, как на праздник, благо Ярославль совсем недалеко от Москвы. Местом проведения фестиваля опять-таки был стадион – «Шинник», свободный от проведения футбольных матчей. У Валеры болела душа, чтобы эти фестивали проводились ежегодно. Я могу представить, чего ему стоило договариваться с дирекцией стадиона об аренде! А ведь он ещё и выплачивал небольшие гонорары нам, участникам, обеспечивал нам бесплатные номера в гостиницах! Не удивительно, что временами происходили накладки, и денег на гонорары не хватало. Но Валера Петряев был человеком слова. Раз пообещал – значит, обязательно заплачу. Он брал деньги в долг и платил. Иногда обещанного гонорара приходилось ждать по полгода… Мне и сейчас кажется, что Валера взваливал на себя неподъёмную ношу. Если бы кто-нибудь другой взял на себя, скажем, финансовое обеспечение фестиваля, в чём Валера, скажем прямо, смыслил немного, эти фестивали, может быть, продолжались бы и по сей день. Но один в поле не воин. Да и, по правде говоря, не хотел Валера ни с кем делиться выстраданным им фестивалем. Поэтому в начале девяностых фестиваль окончательно заглох.

Но магия личности Петряева осталась. Когда у него появилась своя студия звукозаписи, к нему снова стали съезжаться барды и даже целые группы – записать песенку, а то и, глядишь, целый альбом. И всех их гостеприимный хозяин принимал у себя в доме, устроив, таким образом, несмотря на ворчание жены, домашнюю ночлежку. И стали выходить у него одна за другой кассеты «Солдатской студии» -
Сейчас их набралось целых пятьдесят. Но деньги как-то «не липли» к Петряеву. Купив как-то на свои кровные сбережения новенькую «Ниву», его угораздило приехать на ней в Москву как раз тогда, когда штурмовали Белый дом. Конечно же, Валера припарковался недалеко от места этих событий. Потом его сгоревшую машину долго крутили по телевидению в хронике событий…


Но таких болеющих своим делом энтузиастов-бессребренников, как Валера Петряев, раз, два – и обчёлся. Надо беречь их. И – помогать.

Александр Карпенко.


 

Rambler's Top100