"ВИВАТ, "ВИКТОРИЯ"!

Мне казалось, написать о "Виктории" легко…

Легко потому, что самый известный в России, да и за ее пределами фестиваль солдатской песни, без малого двадцать лет не сходящий с телеэкрана, в особом представлении не нуждается. Было время, и под названием "Когда поют солдаты" он шел в эфир в самое "кассовое" время по первому каналу. Увы, меняются времена, меняются и нравы. Сначала переезд на "вторую кнопку", потом плавное смещение по сетке вещания вниз, поближе к 7 утра, а потом… потом Регине Ильченко, руководителю программы, и вовсе заявили: "Хорошая у вас передача, вот только… солдат вы из нее уберите…" Солдат Регина Викторовна "убирать", конечно же, не стала - на канале ТВЦ фестивалю дали "зеленый свет", что заметно прибавило оптимизма творческой группе, "замахнувшейся" на новые интересные проекты, которые нам еще предстоит увидеть…

Но это в будущем. А пока… мы ехали в Псков, чтобы приобщиться к таинству сотворения великого праздника для всех, чья душа неразрывна с армейской песней…

Памятник подвигу 6 ПДР 104 ПДП в Черехе. 1 марта 2004 года.

Москва проводила дождем и слякотью, а конечный пункт нашего девятичасового путешествия встречал сугробами и пронзительным ветром. Дорога лежала мимо КПП 104 ПДП 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии, а на календаре было 29 февраля - в этот день и в это время четыре года назад на высоте 776 - горе Истыкорт - уже несколько часов шел жестокий бой, ставший последним для гвардейцев 6-й парашютно-десантной роты полка…

Этот памятник в виде раскрытого белого купола многим знаком по фотоснимкам. Его вершину замечаешь издалека, и непроизвольно к горлу подкатывает сухой, едкий комок… Горько…

Останавливаемся. Смеркается, холод пробирает до костей, но то и дело подъезжают к памятнику машины, подходят люди... Парапет весь укрыт живым алым ковром. Мы стоим молча. Нам уже не досталось красных гвоздик - говорят, все гвоздики города тогда лежали на этом мраморном пятачке. Парни из группы "Голубые молнии" привезли ярко-оранжевые цветы… Вот мы и в Пскове…

Мне довелось побывать потом и на официальных мероприятиях, посвященных годовщине подвига 6-й роты. Гремел салют, звучали речи, торжественно замер почетный караул, и все же… все же та молчаливая, промозглая вечерняя картина отчего-то ярче и отчетливее. Может, оттого, что и сама память - понятие негромкое…

В этом городе вообще все не так, как в Москве, не так, как Питере, Омске или Новосибирске. Здесь бьется военное сердце России, здесь на каждом шагу - камуфлированные бушлаты, и линия фронта - не за горами, она - в душах и судьбах людских.

Рано утром 1 марта с московским поездом в Псков прибыла первая партия конкурсантов и административная группа программы в лице бессменного ее руководителя Регины Викторовны Ильченко и молодого режиссера Наташи Одинцовой. Работа закипела без раскачки. Разместились, отобедали, а в 17 часов - оргсобрание и отбор записей. Для тех, кто еще сомневался, констатирую - "Виктория", как и большинство телевизионных музыкальных передач, проходит под фонограмму. "Плюсы" и "минусы" ложатся на стол звукорежиссера. Прослушать все и принять решение - нелегкая задача худрука, с которой Регина Ильченко справляется фантастически оперативно. И, несмотря на то, что добрая половина конкурсантов и гостей еще в дороге, наутро готов первый сценарий.

Замечу, Регина Викторовна – арбитр строгий и бескомпромиссный одинаково что к дебютанту, что к признанному мэтру… Вот оренбургский “Контингент” привез на “Викторию” четыре новые песни, и, хоть выступал вне конкурса, показать зрителям смог только две из них, третьей же по настоянию руководителя программы исполнялась песня “Я вернусь”, та самая, с которой группа дебютировала в телевизионном конкурсе “Когда поют солдаты” почти 15 лет назад. Разумеется, за это время в творческом плане ребята ушли далеко вперед, но все 15 лет неизменно исполняют на "Виктории" "Я вернусь", которую Регина Ильченко называет не иначе, как "гениальной"… Что ж, песня и впрямь хороша - не поспоришь. Плохи крайности. Во всем... Но это так, лирическое отступление.

В целом "Виктория" работает живо и динамично, как отлаженный механизм. Мелкие накладки, недоумения и недоразумения не портят общей картины действа, в основе которого - серьезная и профессиональная работа. Предварительный прогон, потом все то же самое, но со светом, встреча вновь прибывших наутро участников, и снова репетиция. Порой в полном составе мы не успевали даже на ужин, не говоря о том, что так и не суждено было сбыться мечтам многих приезжих конкурсантов о прогулке по историческим местам Пскова, в прошлом году отметившем свое 1100-летие, экскурсии в недалекие Печоры и Пушкинские горы…

Настоящие чудеса творил за пультом Владимир Мешанов. Без преувеличения, на нем и его команде держалась вся техническая часть: звук и видеоряд, свет и пиротехника. А ведь эти ребята - не штатные "спецы" "Викториии", свою работу они делали, что называется, "с листа", причем, большей частью, листа чернового…

Особо нужно сказать и о месте проведения фестиваля: ночной клуб “Супер” в центре Пскова обычно принимает в своем зале звезд эстрады. К примеру, в мартовской афише – Владимир Кузьмин и группа “Лесоповал”.

Иваново - Таджикистан - Тула - Псков...

Когда мы впервые попали в этот зал, стилизованный под огромный теплоход, со множеством баров, столиками вместо привычных кресел и гремящей дискотекой, признаться, очень сложно было представить, что спустя какие-то часы это место превратится в центр проведения праздника солдатской песни. Но стоило участникам концерта, в камуфляже, беретах, с боевыми наградами на груди, заполнить зал, стоило зазвучать в нем первым аккордам, как кардинально изменилось и восприятие места нашей встречи. Вот и столики теперь, напротив, казалось, располагали к тесному и неформальному общению, ведь "Виктория", на мой взгляд, совсем не в первую очередь - конкурс. В первую очередь, это уникальная возможность встречи друзей и единомышленников со всех уголков страны…

География псковской "Виктории" в этом смысле потрясающа: от Тулы до Новороссийска, от заснеженного Заполярья до цветущего Таджикистана. А через час казалось - знаем друг друга вечность…

3 марта - конкурсный день. В 15-00 зал "Супера" до отказа заполнен военнослужащими 76-й ВДД, кадетами, горожанами, которым повезло достать пригласительные…

На мониторе - заставка-видеоряд, на сцене - ведущие фестиваля: майор 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Александр Кучеренко и, пожалуй, самый эффектный старший прапорщик ВС России Марина Янчар.

Невозможно не вспомнить о том, что 2004 год - год 60-летия освобождения Псковщины от немецко-фашистских захватчиков, и все же в эти мартовские дни по-особому остро вновь звучат со сцены слова о 6-й роте. Саша Кучеренко тогда, в 2000-м, еще служил в Пскове, ему выпало хоронить парней… Волнение скрыть трудно. А в зале - тысяча глаз, друзья, семьи погибших. Минута молчания здесь тяжела и горька бесконечно - это чувствуешь кожей…

Жюри конкурса довольно представительно. Тринадцать человек, среди которых заслуженные артисты и люди в погонах: первый командир АПЛ "Псков", заместитель командира по воспитательной работе 76-й гвардейской ВДД, военком города Пскова. Председательствует обозреватель и редактор отдела культуры центрального печатного органа ВС России - газеты "Красная звезда" - Ирина Павлюткина.

Первыми выходят на сцену ребята из группы Рязанского военного института ВДВ "Воздушная академия". Песня Владимира Пухова "За десант" в их исполнении сходу заводит зал, и пусть оценка жюри невысока (оценивать первых всегда тяжело), блестящим исполнением второй, внеконкурсной, песни "Паренек курносый" группа, в составе которой два юных курсанта и хрупкая девушка Юля, худрук коллектива, только подтверждает свой класс.

Валерий Петряев - гость из Ярославля.

Имя следующего участника программы на слуху у всех, кому близка армейская песня. Валерий Петряев из Ярославля, воин-афганец, руководитель "Солдатской студии". Валериной энергии и энтузиазма с лихвой хватило бы на целый взвод, и манера исполнения у него подстать характеру - напористая, жесткая… Песня "Памяти танкиста" - мурашки по телу... А "Батальонную разведку", написанную Игорем Морозовым к 30-летию Победы, но ставшую спустя годы негласным гимном и паролем всех "афганцев", многие в зале уверенно подхватывают… Именно в такие минуты без лишнего пафоса и лишних слов вдруг ощущаешь, что находишься среди близких по духу людей, а это, поверьте мне, - стоит дорогого…

Еще не смолкли аплодисменты, а на сцене уже группа "Славяне" - дебютанты "Виктории" из города Островной. Это - самая дальняя база Северного флота, 20 часов по морю до Мурманска. Именно оттуда 30 августа 2003 года ушла в док лодка К-159, ушла и не вернулась. В маленьком гарнизоне эта трагедия без преувеличения коснулась каждого…

Североморцы исполняли на фестивале песню о своих погибших друзьях...

Ребята заканчивали свою песню "Я - К-159", а на мониторе сменяли друг друга документальные кадры: последние фото экипажа перед выходом, последние фото отшвартовавшейся субмарины…

 

 

 

Уже ничего исправить нельзя,

Меня не спасти - уходите, родне!

Но все, до конца выполняя приказ,

Со мною ушли в глубины морские…

 

Зал встал. Только эхо множило слова, да гудели нервы стальными канатами. Нет, не очерствели души наши, и в этом безумном мире есть место подвигу и есть место состраданию…

"Дорога" - песня, рожденная в Афганистане, в то же время удивительно заводная и оптимистичная. Хозяева фестиваля, псковская группа "Голубые молнии", исполняли ее вне конкурса, но на таком необыкновенном подъеме, что на галерке сама собой образовалась импровизированная подтанцовка. Встречала и провожала ребят бешеная овация, устроенная земляками, но вышедшая следом, доселе незнакомая псковичам группа "Синева" из 7-й гвардейской ВДД, тем не менее, смогла "захватить" зал и настроить его на иную волну буквально с первых аккордов пронзительной баллады о трех письмах, не дошедших до адресата - песни "Москва - 400". Меня неприятно поразила невысокая оценка жюри конкурсного номера "Синевы", но яркая, бодрая, маршевая "Бескозырка", исполненная ребятами на одном дыхании, за считанные секунды вернула меня к пониманию того, что все увиденное и услышанное не столько момент соревнования, сколько - праздник души, который новороссийские парни самозабвенно дарили Пскову.

Не скрою, все мы полюбили "Синеву" за искренность, обаяние и талант. Такие разные, они все же - команда. Команда настоящей Десантуры и настоящих Мужиков…

Десантный "блок" выступлений продолжил ведущий конкурса Александр Кучеренко, исполнивший песню питерских авторов Виктора Колосова и Игоря Глушакова "Тюльпаны".

Мне кажется, другого цвета нет,

И времена другие не настанут,

И почему, никто не скажет мне,

Цветут в России "черные тюльпаны"…

И мы с тобой дадим один ответ,

Когда срока пробьют давать ответы,

Как это получилось, что нас нет

Среди тез пассажиров безбилетных…

 

Тяжелая песня. После - закономерная секунда оцепенения в зале.

Группу ИВАН из 201 МСД участники фестиваля в шутку окрестили АНВАРУШКАМИ ИНТЕРНЕШНЛ...

Но следом, сразу - яркая вспышка восточного темперамента группы "Иван" из 201-й МСД, дислоцированной в Таджикистане. Их манера исполнения сразу и многим пришлась по душе. Необыкновенно теплая конкурсная песня "Мама" а вслед за ней - ураганное и зажигательное действо, разыгравшееся на сцене при исполнении знаменитого хита из репертуара Леонида Утесова "Как много девушек хороших", заставило всю женскую половину зала буквально влюбиться в "горячих таджикских парней". "Иваны" и в среде конкурсантов - любимчики, ласково "перекрещенные" по имени руководителя группы в "Анварушек интернешнл"… Хлопаем так, что наутро у меня - синяк во всю ладонь. Рук не жалеем. Грех жалеть!

Впервые приехала на фестиваль группа "Блокпост" из города Димитровграда Ульяновской области под руководством подполковника Петра Уркина, представляющая общественное движение "Боевое братство". Признаться, пока я не увидела, как ребята эти работают на сцене, "Блокпост" не входил в число моих любимых групп. Но живое исполнение песни "Снайпер" о трагедии ровесников, оказавшихся на войне по разные стороны баррикад, на "Виктории" без преувеличения потрясло…

Ведущая конкурса Марина Янчар в этот вечер блеснула перед нами и в ином качестве - группа "Атлантик" из ГУ ГШ, солисткой которой является Марина, представила на суд зрителей и жюри песню Булата Окуджавы "До свидания, мальчики". Проникновенное исполнение этого, на мой взгляд, одного из лучших произведений о Великой Отечественной, было тепло встречено залом, но, тем не менее, не снискало высоких баллов. "Что ж, и на том спасибо!" - вырвалось у солистки "Атлантика", когда оценки были объявлены. Без сомнения, именитая московская группа ехала на конкурс отнюдь не за последним местом…

Явил себя миру в другом амплуа и участник группы "Голубые молнии" Сергей Тимофеев. К сожалению, так и осталось неустановленным авторство родившейся в Афгане песни "Наливник", сольно исполненной Сергеем.

 

…Санек! Я помню этот бой,

Себя, как мы горели.

Меня ты вытолкнул собой,

Когда с тобой хотел я…

А сам остался у руля,

А сам горел, но ехал -

Ты ехал к пропасти, горя,

И снова солнце видел я,

И шла колонна кверху…

 

В самый драматический момент за спиной исполнителя - взрыв, обжигающая глаза вспышка света, многократно усилившая восприятие смысла. Зал вздрогнул… и замер, храня напряжение до последнего аккорда… Сознаюсь, забегая вперед, что место Сергея в конкурсе оказалось заслуженно высоким. А я… "загорелась" идеей найти автора. Кто знает, вдруг и эта публикация поможет.

Выступления солистов продолжил Константин Емельянов из "Воздушной академии". Его исполнение песни "На родину летит душа", написанной когда-то музыкальным редактором "Виктории" Андреем Кухаренко и лауреатом конкурса, кавалером Ордена Мужества Олегом Кухтой, конечно, уступало авторскому, но, тем не менее, уровень этого молодого исполнителя, второкурсника Рязанского института ВДВ, уже сейчас достаточно высок и имеет все предпосылки к дальнейшему росту. Удивительно скромный в жизни, Костя, что называется, "раскрылся" тогда, силой голоса и внешней силой своей заставив зрителя поверить сказанному…

Вне конкурса выступала на фестивале известная оренбургская группа "Контингент", показавшая Пскову новые свои работы "Разговор" и получившую вторую жизнь песню Игоря Морозова "Дождь идет в горах Афгана". Зал восторженно реагировал на своих любимцев, а ребята, как всегда, работали слаженно, профессионально и очень искренне…

Михаил Константинов, гитарист группы "Славяне", исполнил песню Виктора Третьякова "Бог, Россия и любовь". Мне довелось несколько раз смотреть и слушать этот номер: во время репетиций, прогонов… Голос конкурсанта звучал "в живую", и с каждым разом исполнение, изначально сурово раскритикованное Региной Викторовной, становилось все более сильным и проникновенным. Не иначе, помогала в том Михаилу сама теплая и душевная атмосфера фестиваля.

Весь диапазон мощнейшего голоса Саши Соколова, сержанта контрактной службы ВВС России, позволил раскрыть представленный на конкурс романс "Спокойной ночи, господа!" Александр и в камуфлированной форме на сцене был похож, скорее, на блестящего гусара. Его необыкновенный артистизм, пластика буквально завораживали зал, а особо, что греха таить, женскую часть аудитории…

Болельщики ГОЛУБЫХ МОЛНИЙ...

 И снова на сцене "Голубые молнии". Вторая внеконкурсная песня - "Прыжок". Легкая и безудержная мелодия, казалось, действительно летела к облакам, и зал опять взорвался громом аплодисментов, а полотна российских, десантных флагов, в изобилии принесенных в зал кадетами и бойцами дивизии, внушительно свистели над головами...

Заданную "Молниями" тему подхватил и развил следующий исполнитель, Денис Кукушкин из 98 гвардейской ВДД, г. Иваново. Пожалуй, из всех выступавших Денис смотрелся менее профессионально, но песня Дмитрия Полторацкого "Голубые береты", исполняемая им, все же не могла не снискать себе благодарных слушателей среди коллег-десантников.

Удивительно лиричным и нежным было выступление Оли Ткачевой, служащей 106-й Тульской ВДД. Одинокий вальс девушки, проводившей любимого в горячую точку, вальс горечи и надежды, нотки которых так давно знакомы душам многих из присутствующих в зале, звучал очень трогательно, контрастно. Подумалось, что "Виктории" порой недостает именно таких песен, а с ними - сокровенной частицы души любого из тех, кому встречи и расставания написаны на роду избранной ими судьбой…

Очень тепло встретил Псков известного автора-исполнителя из Череповца, сержанта запаса воздушно-десантных войск, Владимира Воронова. Сильная, уверенная фигура Володи на огромной сцене "Супера" смотрелась самодостаточно, а песни о десанте, смысл которых в переводе и пояснениях явно не нуждался, казалось, наполняли зал до краев. Приходилось слышать, как его уже любимую многими "Судьбу" и написанный всего месяц назад "Марш-бросок" частенько напевали ребята и после конкурса. Слова не просто понравились - они запали в душу - не это ли лучшая награда для автора? Но сам Володя признался, что выступлением своим не очень доволен - остался за чертой призеров…

На сцене - ГОЛУБЫЕ МОЛНИИ.

Конечно, на конкурсную песню "Голубых молний" отрепетирована была режиссерская заготовка - дань памяти псковским десантникам не отдать было невозможно… Цветы родным погибших ребят из 6-й парашютно-десантной роты, сюжет на экране о комбате Евтюхине… Но то, что произошло дальше, вряд ли вписалось бы даже в самый смелый сценарий - на песне о подвиге земляков - не по возрасту сосредоточенные лица и сжатые кулаки парней… ее слушали стоя, обнявшись, в ту минуту зал казался единым организмом, напоенным смесью боли, гордости, уверенности и необыкновенного света, что оставляют после себя на земле люди, ушедшие с честью…

 

Снаряды давно на исходе,

Клинки засверкали, звеня…

В эфире команда комбата:

"Вызываю огонь на себя!"

Отважные парни-гвардейцы,

Вступая в неравный бой,

Сошлись с врагом в рукопашной,

Прикрыли Россию собой!

 

Зал стоял. Аплодисментов не было.

"Спасибо!" - едва слышно произнесла Марина Янчар.

Зал молчал. Только кровь стучала в висках, и сердце вдруг напомнило о себе каким-то новым звуком…

Негромкая память… она пришла и в этот зал. И вряд ли могло быть иначе.

 

Конкурсную программу завершала группа "Русь" 147-й автобазы Генерального штаба - талантливейшие мальчишки-срочники, руководимые старшим прапорщиком Ольгой Фоминой. Ощутимая дрожь в теле от трубного соло - кульминации песни "Оловянные солдаты".

 

Но наступит час расплаты

И для вас, по чьей вине,

Оловянные солдаты

Молча гибнут на войне…

 

Парни чеканили фразы, каждая больно пронзала сердце…

И снова смена настроений - внеконкурсную "Границу" Леонида Агутина ребята из "Руси" смогли превратить в феерическое шоу, при виде которого просто невозможно было усидеть на месте… Куда там новомодным "Фабрикам звезд"! Наши "звезды" с погонами рядовых вершили бал в тот вечер…

После недолгого совещания председатель жюри Ирина Павлюткина огласила результаты конкурса. Третье место поделили между собой группа "Иван" и Сергей Тимофеев, второе досталось представителю ВВС Александру Соколову, первое - по праву многообещающей московской группе "Русь". Ну а обладателем Гран-при, хрустальной звезды, учрежденной министром обороны Российской Федерации, была безоговорочно (!) признана группа "Голубые молнии". Поощрительные призы получили известные исполнители, поддержавшие своим примером псковский почин: Валерий Петряев, Владимир Воронов, группа "Контингент"…

Виват, ВИКТОРИЯ!

"Виват, "Виктория"! - этот жизнеутверждающий гимн группы "Атлантик" стал заключительным аккордом конкурсного дня, а впереди еще был гала-концерт, время истинного триумфа солдатской песни, не разбавленное, как телеверсии фестиваля, малопонятной и раздражающей попсой, одним словом, впереди у нас был великий день…

НАША СИНЕВА!!!

В тот вечер обладатели Гран-при пригласили своих друзей на праздничный ужин в ресторан "Европейский", и именно там, когда местные музыканты попрощались с публикой и разошлись по домам, а инструментами завладели ребята из армейских коллективов, и на весь ресторан зазвучал "наш" репертуар, родилась потрясающая идея - завершить псковский фестиваль общим исполнением песни "Синева". К слову, ее даже не пришлось репетировать… не только десантники - моряки, летчики, представители сухопутных войск - "Синеву" без запинки пели все, и вряд ли возможен был лучший подарок этому красивому, гостеприимному городу, городу русской, воинской, десантной славы…

Мне казалось, написать о "Виктории" легко, но я поторопилась с оценкой… Впервые вдруг не хватало слов, простых и живых, чтобы поведать о главном, о том, что все равно всегда остается за кадром этой известной программы: родстве человеческих душ, чистоте помыслов, великой силе братства и почти физически ощущаемом счастье - том самом, "когда тебя понимают…" В общем, наверное, в его существовании и не нужно никого убеждать, ведь, как это часто бывает, поверит лишь тот, кто там и тогда был рядом… И оттого, наверное, как бы случайно, но все попадаются на глаза те самые фото и те самые телефоны в записной книжке, и все вертится на языке банальная фраза о том, что без расставаний не бывает новых встреч… Тем и живу.

Виват, "Виктория!" Я люблю тебя!

Сайт "Автомат и гитара", Наталья Плотникова, г.Омск.

PS. Фестиваль этот не был бы возможен без помощи Международной общественной организации ветеранов подразделений специального назначения органов государственной безопасности "ВЫМПЕЛ" и, не побоюсь этого слова, личной самоотверженности и великого энтузиазма подполковника Андрея Савина. Спасибо!

Подробный фотоотчет о фестивале "Виктория" смотрите на сайте группы "Голубые молнии" по адресу:

http://molnii-345.narod.ru/photoalbum-viktoria.html



Rambler's Top100