"Целый день чему-то улыбаюсь..."

- это первая строчка из песни офицерского квартета «ЛИРИКИ», которая была написана в Чечне, в Аргунском ущелье.



     Песня посвящена любви, которую придумал для себя пограничник. Придумал, потому что вдали от дома, среди вечных горных красот и суровой фронтовой бытности жить без этой самой любви ну никак нельзя, а дома по-настоящему влюбиться, найти «свою» девчонку парень еще не успел…
     Именно «Аргунскую лирическую» попросили нас спеть в концерте звезд эстрады в СК «Олимпийском». Главный режиссер отнес ее к весьма перспективному направлению в развитии авторской песни, чем, признаться, очень удивил и самих участников квартета. Однако, судя по реакции зрителей в «Олимпийском», главный не ошибся. С другой стороны, с этой же песни квартет начал свою жизнь, выступив в гала-концерте Московского открытого фестиваля авторской песни в Коломенском в 2004 году, и там мнения разделились: одни живо поддержали, публика разулыбалась, стала во время исполнения подпевать, приплясывать, а Галина Холмчек после оной радостно воскликнула: «Ребята, что это вы сотворили!»; но кое-кто и пригвоздил: «Попса!», - причем тоже в одно касание, с лету.
     Нас, конечно, обрадовало признание первых шагов квартета, название которого было придумано лишь днем раньше, но крылья, признаться, не выросли; к неприятию «Лириков» тоже отнеслись сдержанно. Помнится, тогда еще заметил соратникам, что это очень даже неплохо, пусть мнения расходятся: жизнь полна красок, и песни у нас будут разные - главное, чтобы они цепляли.
     Честно говоря, повергнуть в пучину отчаяния нас было затруднительно еще и потому, что у каждого до создания квартета была своя успешная некороткая судьба на собственной планете вселенной по имени «Авторская Песня».
     Виктор Трофимов - полковник-пограничник, с недавнего времени в запасе, заслуженный работник культуры России, одним из первых офицеров стал лауреатом самого крупного в мире Международного фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина, обладатель Гран-при телефестиваля «Виктория», лауреат многих международных и общероссийских фестивалей, один из основателей фестивального движения в погранвойсках, постоянный член жюри Фестиваля пограничной песни Погранслужбы ФСБ России, Фестиваля пограничной песни Республики Беларусь…
     Песни Виктора Трофимова поют во многих «горячих точках», в отдаленных гарнизонах, куда офицер уже не первое десятилетие отправляется в командировки. За плечами служба на горячем Закавказье, «гастроли» в Таджикистане, Чечне, Дагестане, Абхазии…
     Альбом «Пограничная юность моя», избранное, переиздавался.
     Дмитрий Григорьев и Ирина Христианова - супружеский дуэт. Дмитрий закончил Краснодарское высшее военное училище и служил в горячие времена на Кавказе (Армения, Грузия). Через три года армия перестала быть необходима родному Отечеству, ее реорганизовывали, сокращали, унижали, создавая невыносимые условия жизни. Дмитрия по сути заставили уволиться из рядов Вооруженных Сил. После долгих мытарств он вновь нашел себя: стал профессиональным гитаристом, совмещая выступления на сцене с преподаванием, сочинительством музыки, ее аранжировкой…
     Дмитрий и Ирина стали лауреатами Фестиваля авторской песни им. В. Грушина, Московского открытого фестиваля авторской песни, дипломантами фестиваля «Петербургский аккорд»… Сегодня многие специалисты считают замечательный дуэт лучшими исполнителями песен Булата Окуджавы, в качестве членов жюри их приглашают на многие известные международные, общероссийские и региональные фестивали авторской песни, такие как Фестиваль имени В. Грушина, Всероссийский фестиваль социально-патриотической и военной песни «Щит России», Московский открытый фестиваль (в музее-заповеднике «Коломенское»), в Рязань, Тверь, Смоленск, на Северный Кавказ, Селигер… Дмитрия Григорьева приглашают, как правило, и как ведущего свой мастер-класс по игре на гитаре, Ирина ведет мастер-класс по вокалу.
     Творчество Грирорьева - Христиановой высоко ценят Александр Городницкий, Альфред Тальковский, Дмитрий Суханов, Александр Дулов, Вадим Егоров. Виктор Берковский уже начал репетировать с ними свою программу гастрольных концертов в Америке, но не успел… Ира и Дима с лучшими бардами Кубани в год смерти учителя организовали в Краснодаре своеобразный фестиваль памяти Виктора Берковкого, который, как показывает время, вполне может стать ежегодным.
     Выпущено несколько аудиоальбомов на CD и кассетах с песнями в исполнении Ирины Христиановой и Дмитрия Григорьева, и длинный ряд CD, где Дмитрий выступил в качестве гитариста и аранжировщика.
     Михаил Михайлов, ваш покорный слуга, как и Виктор Трофимов, полковник Погранвойск запаса, оставивший службу, чтобы продолжать ее в песенном творчестве. Афганец, не раз выезжал в командировки в Приднестровье, Абхазию, Чечню, Дагестан, военный журналист, член Союза писателей России, автор-исполнитель.
     На всесоюзные подмостки вышел в 1987 году вместе с группой бардов-афганцев, когда был снят официальный запрет с афганских песен, прошел первый фестиваль воинов-интернационалистов (Ашхабад) и увидела свет серия виниловых пластинок «Время выбрало нас», выпущенных фирмой «Мелодия». На фестиваль и запись дисков я прибывал в командировку из- под Шинданда (Афганистан), где служил в дивизионной газете «Гвардеец».
     Как участнику движения военных бардов мне посчастливилось выступать и на самых престижных концертных залах и во многих сотнях концертов в «горячих точках».
     Автор альбомов «Мы еще не вернулись», «Под Кандагаром дело было», «Песни из Афгана», «Разговор с «бэтэром», «Офицерский романс», «Подснежник на бруствере»
     Отметим принципиальное: «Лирики» появились на свет даже не как проект, а, скорее, как некая форма дружбы, когда в условиях московского ритма жизни есть и повод, чтобы собраться, и дело, ради которого... Радость, как и горе, одна не приходит: оказалось, что не только отношение к жизни, но и музыкальный язык, наиболее близкий каждому, тоже объединяет.
     Теперь что касается названия. Сейчас уже точно никто не скажет, но, по-моему, его первой произнесла Ириша. Искалась какая-то красивая метафора, поэтическая формула нашего кредо, но, в конце концов, прозвучало лобовое, предельно ясное – «Лирики». Предлагалось еще что-то, но все же название решено было на первое время оставить. Так и прижилось. А почему, собственно, «Лирики»?
     Дело в том, что в самом значении слова «армия» читается «множественность», «единый строй, монолит», общая задача которого бывает ценнее самой жизни – это даже в Присяге прописано! По сути – в святая святых обязанностей! Поэтому и военная музыка еще с древнегреческих времен должна была объединять, воодушевлять, сплачивать, вести…Офицерство же, согласитесь, – стержень любой армии.
     А тут вдруг - «Лирики», да еще и офицерский квартет!
     Но с другой ведь стороны, даже когда воинский монолит одновременно впечатывает в плац левую ногу, каждый из его участников, подчиняясь общему движению, не перестает быть личностью, индивидуумом. И только глубинные процессы, чувствования, размышления в каждом отдельном человеке способны обеспечить его готовность участвовать в общем воинском жертвенном ремесле. А что может быть пронзительнее происходящего внутри тебя в это самое время? Когда силу твоей души проверяют разлука, строгий быт, что ты выберешь, когда вдруг попадешь на грань между жизнью и смертью?
     Мы своими песнями стараемся обращаться к той самой мечтающей и мятущейся, исполняющейся радостью и страданиями душе, обращаемся к каждому отдельному человеку с сокровенным, глубоко личным. Поэтому, можно сказать, разговор офицерского квартета со своим слушателем всегда происходит как бы в своеобразной курилке, или там на привале. Таковым он оставался на сцене Кремлевского Дворца Съездов, и на оторванной от «большой земли» заставе, охраняющей чеченский участок российско-грузинской границы, в палатке артеллеристов, воюющих в Дагестане...
     У нас ведь не песни протеста, обличения, схватки (хотя есть и такие, но не в квартетном исполнении), не плакатные обращения к совести нации и политиков – без общих слов на могиле-то не обойтись, и это свято (!) – у нас большей частью беседа по душам и о душе.
     Помните, было такое понятие, как «лирическое отступление», мы в школе учили наизусть лирические отступления из «Евгения Онегина», «Мертвых душ», «Молодой гвардии», - и уже это одно обязательно должно оставить след в памяти. Так вот сочинения «Лириков» и есть большей частью лирические отступления. Лирические отступления от войны.
     Иногда, в наших песнях нет даже упоминания о войне и даже человеке в погонах, скажем, как в «Дороге домой» или «Женьке». И только лишь биографии этих песен говорят об ином и дают некоторый «рельеф» их восприятия.
     «Дорога домой» - светлая джазовая композиция, так привечаемая джазовыми музыкантами, написана в Афганистане, когда я получил первое письмо от супруги: мы расписывались в «срочном» режиме на тринадцатый день знакомства, через три дня я отбывал «за речку», помню, даже работник Дворца бракосочетаний, узнав об этом, посоветовала не торопиться: «А если вдруг что?»… Сейчас у нас со Светкой трое детей, по одному за каждый «медовый» день, старший сын Андрей – курсант, учится на военного журналиста, младший – кадет, мечтает поступить «на программиста» в Академию ФСБ.
     «Женьку», пожалуй, самую светлую свою песенку, Виктор Трофимов написал на день рождения своей горячо любимой дочурки, она родилась, когда старший его сын был уже офицером. Первой год жизни чуда с распахнутыми глазами мы отмечали на полевом военном аэродроме, отстроенном в воюющем Дагестане, где ждали «борта», чтобы вернуться с «гастролей» из «горячей точки». И «Женька» стала своеобразным ответом барда-пограничника на погибших мирных жителей горной республики и наших десантников, на разрушенные до основания селения, трудную мужскую работу спецназа Внутренний Войск. Такое вот лирическое отступление. Как вера и надежда, и еще то, ради чего стоит преодолевать все эти «трудности переходного периода».
     И здесь лирическое отступление уже становится наступлением, не находите?!! Ведь мы поем не столько про войну, сколько о том, что заставляет человека оставаться человеком вопреки ей. О чувствах, которые там чувствуются острее, а без любви, хотя бы придуманной, так просто невозможно…
     Личная история и в песне о враче-анестезиологе Ларисе, хотя и есть в ней лик войны, но история-то личная. Из Ботлиха в Москву наша группа улетала в самолете, салон которого был заставлен носилками с тяжелоранеными. Они нуждались в срочной помощи медицинских специалистов самой высокой квалификации и сложном медоборудовании. На высоте состояние одного из «трехсотых» резко ухудшилось, и Виктор Трофимов бросился на подмогу военным врачам, пытавшимся спасти солдата. В тот раз смерть отступила.
     Виктор, на несколько минут откинувшись головой к борту военно-транспортного самолета, вдруг умоляющими жестами попросил карандаш и бумагу. Каюсь, но под рукой оказалась лишь библиотечная книжка Бальзака, пришлось вырвать титульный лист, на котором вскоре и появился текст песни «Сестрица милосердия».
     Этот листок со следами крови для меня и есть символ творчества офицера-пограничника Виктора Трофимова. За многими его песнями – кровь, пот и братство офицеров и солдат в «горячих точках» и дальних гарнизонах, в местах, где напряженный мир может в любой момент обернуться началом вооруженного противостояния.
     «Разговор с бронетранспортером», или – правильнее – «Разговор с бэтэром» - была записана на «Мелодии» в самую первую серию пластинок бардов-афганцев «Время выбрало нас». «Лирики» с ней встречались и в Беларуси, и в предместьях Грозного, и в 201-й дивизии в Таджикистане… Ее взял в спектакль «Афган» Николай Губенко, а Никита Джигурда, нынешний народный, без упоминания автора записал в свой альбом, объясняя, что он воспользовался фольклором. Уж здесь текст – просто-напросто зарифмованный репортаж из самого сердца фронтового рейда, и, казалось бы, что уж тут «лирического» можно откопать. Однако!
     Для тех, кто слышал эту песню, признаюсь: для меня она глубоко личная. И Колька, которого прошила под горло пулеметная пуля, действительно жил на нашем краснодарском дворе, был сыном «заучихи» и моим приятелем, он первый, кто погиб в Афганистане из тех, я кого знал. И «бэтэр», как мы называли бронетранспортеры, - на него правда почти молились, и просили, и ругались с ним, очеловечивая железного боевого собрата. И действительно, охаживая раны и «дыхание» «брони», забывали о своей жажде и усталости…
     «Московские дворики» стоят в череде наших песен особняком. Они сложны как для исполнения, так и для восприятия. В песне через московские дворики передается связь поколений фронтовиков, через вечный огонь осенней листвы, похоронки, скрипящие лестницы и медовое солнце… Но именно эту песню-размышление о вечно предвоенной Москве мы решили исполнить в Кремлевском Дворце Съездов в концерте, который был посвящен 50-летию авторской песни. Выступали на нем практически все живущие ныне классики этого жанра. «Лирики» представляли бардов 90-х годов. Представляли, надо отметить, с особой гордостью!
     Здесь, думаю, уместно было бы вспомнить, что Ирина Христианова и Дмитрий Григорьев, по мнению специалистов, на сегодняшний день – лучшие исполнители песен барда-фронтовика, одного из основоположников жанра Булата Окуджавы. Конечно же, эти песни органично вошли в наш активный репертуар. Как, впрочем, и песни других классиков. Это вечный источник света, личной сопричастности со всем сущим, который подарило миру наше время и люди, окружающие нас. Или жившие с нами под одним небом.
     Один необычный концерт подарил нам еще одно направление, в котором нам тоже, как оказалось, неплохо живется.
     Город Белый. Во время концерта на стадионе, где собрались горожане и детдомовские ребята, обрушился буквально тропический ливень. Мы, «Лирики» пели под специально сооруженным навесом. Слушатели, многие без зонтов, оказались один на один со стихией. Но благодарно не расходились, а в какой-то момент стали даже и подтягиваться. Организаторы праздника – отчаянные ребята, мечтавшие закончить творческую программу крутой московской дискотекой, просили «потянуть» концерт, дабы публики не разошлась до окончания дождя. Вот тогда-то после двух часов я и объявил, мол, «тематическая» часть «Лириками» успешно завершена, а давайте, просто попоем вместе. И тут сама собой выплыла эстрада 70-80 лет, которую мы, влюбленные в песни, поем между собой на наших праздниках, сборах, гастролях. Тем более эстрада тех десятилетий – отличалась светлым и чистым отношением к миру, большей частью с добрыми и добротными текстами, еще не попса, еще с мелодией…
     И знаете ли, получилось! И так душевно, так «лирично», что мы решили поработать и над этим песенным блоком.
     Но и на этом мы не собираемся сворачивать своих горизонтов. Скажем прямо, несколько неожиданным стало предложение продюсерского центра «Изумрудный город» написать песни к спектаклю «На балу у Гудвина» и вместе с цирковыми артистами и профессиональными актерами сыграть в оном.
     И мы это сделали. С наслаждением! Сменив камуфляж и офицерские погоны на костюмы яркоцветных персонажей Волшебной страны, которые, кстати, впервые были сшиты точно по знаменитым рисункам художника Леонида Владимирского, во всем мире признанных лучшими иллюстрациями к «Волшебнику изумрудного города». Очень тепло к нашим песням отнесся и сам Леонид Викторович, один из столпов продюсерского центра, 85-летний юбилей которого и отметили представлением и выставками в Госдуме и Федеральном Собрании России.
     А теперь представьте себя Гудвина в роскошном зеленом костюме с изумрудами на цилиндре и высоком воротнике с гитарой наперевес поющего на лестнице, где мы привыкли видеть на экранах телевизоров народных избранников, комментирующих главные решения российского парламента. И знакомые с детства каждому обитателю сих значительных залов картины Страшилы, Эли, Дровосека… Председатель Совета Федерации Сергей Миронов открыл выставку шуткой: «Представляю себе заголовки завтрашних газет: «Российский сенат впал в детство!» Потом, правда, признался, что и ему с детства грели душу рисунки, сегодня разместившиеся в фойе здания Совета.
     Вообще радостная сказочная детская страница у «Лириков» вызвала прилив сил и готовность разрабатывать новые пласты этой замечательной темы.
     Осторожно, с трепетом подступает наш квартет к теме православной…
     Нам интересны русские романсы…
     Любовная лирика – тоже наш формат, как и песенный юмор…
     И пределов постижения нет, когда главным критерием результата – душевный отклик, улыбка ли, слезы, смех, желание петь вместе. Вот тогда-то и поднимает крылья творчества вдохновение. И уже чувствуешь себя человеком счастливым.
     Такая вот диалектика.

Михаил МИХАЙЛОВ.



Песни из репертуара офицерского квартета "Лирики":
Аргунская лирическая
Головушка
И грустят в Голицино озера
Московские дворики
Разговор с БэТээРом
Сестрица милосердия
Тебе
Я давно на тебе помешан

Песни участников офицерского квартета "Лирики":
полковника Михаила Михайлова:полковника Виктора Трофимова:
01 - Одинцовский мальчишка остался в горах 01 - Одинцовский десант
02 - Аргунская лирическая 02 - Пограничная юность моя
03 - Твоя планета 03 - Сестица милосердия
04 - Баю бай 04 - Любушка
05 - Девочка с оленьими глазами 05 - Россиянам
06 - Сорок 06 - Вперед, в Душанбе!
07 - Ночь светла 07 - Женька
08 - Добрый дембель 08 - Ты прости, дед Иван...
09 - Страдания 09 - Прощальный вальс
10 - Дорога домой 10 - Я тобою заболел
11 - Ты меня поскорее прощай 11 - И грустят в Голицине озера
12 - Подснежник на бруствере 12 - Радость дарить - это главное
13 - Лейтенант 13 - Музыка ночного моря
14 - Ах, спасибо вам, Анна Ахматова! 14 - Колыбельная сыну
15 - Я сочиняю тебя 15 - Время тороплю
16 - Зимнее солнышко 16 - Так уж случилось
17 - Февраль - начало марта 17 - Отряд Ленинаканский
18 - Колыбельная 18 - Все разделим пополам
19 - ЛФК
20 - Товарищь, верь!
21 - Голицинский военный институт

"Окрыленные творчеством..." - несколько кадров из нашей жизни:
Офицерский квартет "Лирики". Виктор Трофимов, Михаил Михайлов, Ирина Христианова, Дмитрий Григорьев.
Всероссийский фестиваль социально-патриотической и военной песни "Щит России". Лауреатские "трофеи" квартета...
А теперь диплом поближе...
"Лирики" с Евгением Даниловичем Аграновичем, ополченцем Москвы 1941 года, кинодраматургом, бардом, автором многих известных песен, среди которых "От героев былых времен..." из фильма "Офицеры" и "Я в весеннем лесу..." из кинокартины "Ошибка резидента".
"Лирики" на сцене.
Михаил Михайлов.
Ирина Христианова.
Виктор Трофимов.
Дмитрий Григорьев, редкий снимок, потому что на сцене улыбается редко, хотя человек удивительно светлый...
"Лирики остепененные".
"Лирики" с Натальей Варлей (выступившей в качестве ведущей концерта) и Юлей из фонда фестиваля им. Валерия Грушина.
Групповой портрет большей части участников проекта "Антология военной песни", которыму "Лирики", ставшие в конце концов его ядром, отдали немало сил. Родился проект под знаменем фонда Фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина, совместная идея Михаила Грушина - президента фонда (племянника Валерия Грушина, спасшего ценой своей жизни утопающих детей, в честь которого и был назван самый крупный в мире фестиваль авторской песни) и Григория Гладкова - художественного руководителя "Антологии:" (тот самый Гладков, который сочинил "Пластилиновую ворону", "Если хозяина нет..." из "Дог-шоу", множество песен к мультикам, фильмам, спектаклям и вошел в Российскую книгу рекордов как человек, написавший самое большое количество детских песен).
С "Антологией..." "Лирики" ездили на Ярмарку социальных и культурных проектов в Пензу, где заняли первое место, на концерты фестиваля "Щит России" в Волгоград, где ее участникам пришлось не только петь, но и "жюрить", выступали на Поклонной горе (на снимке - перед концертом), с частью участников проекта "Лирики" составили костяк культурной программы телемарофона "Черный тюльпан" в Питере:
Слева направо: Григорий Гладков - худрук, с танковым шлемом в руках, потому как капитан запаса танковых войск, Андрей Михайлов (сын Михаила Михайлова, к "Антологии" присоединился позже, выпускник музыкальной школы по классу гитары, ныне курсант факультета журналистики Военного Университета РФ, автор-исполнитель), "Лирики", полковник Михаил Калинкин, гениальный военный бард и подполковник ВВС Алексей Иванов.
Поездка в г. Белый. Единственное сухое место - под навесом...
У каждого свой зонтик.
"Ну-ка все вместе!"
А теперь мы сами попробуем...
Навеки.
А Витек еще не напелся, это наше вечное состояние души...
До новых встреч!

Квартет "Лирики". Напишите нам!


Rambler's Top100